ПРИНЦИПЫ БАПТИЗМА
Основные вероучительные воззрения евангельских христиан-баптистов, основанные на Священном Писании, сформулированы в семи основных принципах евангельских христиан-баптистов.
- Священное Писание – книги Ветхого и Нового Заветов (канонические) являются основой вероучения евангельских христиан-баптистов.
- Церковь должна состоять исключительно из возрожденных людей.
- Крещение и Вечеря Господня принадлежат исключительно возрожденным людям.
- Независимость каждой отдельной поместной церкви.
- Равноправие всех членов поместной церкви.
- Свобода совести для всех.
- Отделение церкви от государства.
КОММЕНТАРИИ К ПРИНЦИПАМ ЕХБ
ПРИНЦИП 1.СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ – КНИГИ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТОВ (КАНОНИЧЕСКИЕ) ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВОЙ ВЕРОУЧЕНИЯ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ.
Евангельские христиане-баптисты считают только Библию основой своей веры мировоззрения и морали. Господь Иисус Христос молился о своих последователях «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Ин.17:17). Библия – это Слово Божье, записанное Божье откровение. Поэтому именно Библию надлежит слушаться как Божьего голоса. Никакая человеческая мудрость не может заменить или дополнить Слово Божье. Библия – это законченное и совершенное послание Бога, совершенно необходимое и совершенно достаточное для спасения и полноценной духовной жизни. Ничто, противоречащее Библии и не проистекающее из её текста, не может быть частью веры евангельских христиан-баптистов.
ПРИНЦИП 2. ЦЕРКОВЬ ДОЛЖНА СОСТОЯТЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ИЗ ВОЗРОЖДЕННЫХ ЛЮДЕЙ.
Поместная христианская церковь должна быть общиной искренне верующих, рожденных свыше людей, у которых, согласно Слову Божьему «Одно тело и один дух, … один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф.4:4-6). Евангельские христиане-баптисты считают, что вера не передаётся по наследству и христианином не становятся, просто присоединившись к церкви. Лишь искреннее покаяние и вера делают человека христианином, а уже затем уверовавший должен присоединиться к поместной церкви подобных ему возрожденных христиан. Поэтому евангельские христиане-баптисты не присоединяют к церкви всех посещающих её, полагая, что наличие заведомо не рождённых свыше людей в общине – это отступление от Слова Божьего и путь к духовному омертвению церкви.
ПРИНЦИП 3. КРЕЩЕНИЕ И ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ ПРИНАДЛЕЖАТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ВОЗРОЖДЕННЫМ ЛЮДЯМ.
Евангельские христиане-баптисты верят, что водное крещение и Вечеря Господня – это заповеди Господа Иисуса Христа для церкви. Спаситель установил водное крещение перед Своим Вознесением к Небесному Отцу, заповедав ученикам «… Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:18-20). Вечеря Господня была установлена Христом перед Его искупительными страданиями «…сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лук.22:19,20). Евангельские христиане-баптисты не считают, что Крещение и Вечеря Господня – обряды, дарующие спасение. Спасает только живая вера. Крещение и Хлебопреломление поддерживают веру уже спасенных людей. Крещение и Вечеря не дополняют Священное Писание. Они в символической форме зримо указывают на спасительные истины, которые верующие уже знают из Слова Божьего. Они служат для духовного утверждения и напоминания о спасении духовном единстве всех верующих. Это достигается через сочетание Слова Божьего, символических знаков и молитвы. Водное Крещение свидетельствует о том, что человек рожден свыше. Поэтому евангельские христиане-баптисты не крестят младенцев, которые ещё не могут осознанно верить. Вода крещения не омывает от грехов буквально, а свидетельствует об уже совершившемся духовном возрождении. Вечеря Господня свидетельствует о спасении человека посредством ломимого Тела и пролитой Крови Христа. Хлеб и вино указывают на Тело и Кровь Христа, но не становятся ими.
ПРИНЦИП 4. НЕЗАВИСИМОСТЬ КАЖДОЙ ОТДЕЛЬНОЙ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ.
Каждая церковь, входящая в Российский Союз Евангельских Христиан-Баптистов, сохраняет внутреннюю независимость или автономию. После Апостолов на Земле уже не существует авторитета, стоящего над церковными общинами. Мы считаем любую надцерковную иерархию, господствующую над церквями, небиблейской. Каждая поместная церковь имеет право: а) принимать новых членов; б) отлучать согрешивших и применять к ним другие меры дисциплинарного воздействия; в) избирать и переизбирать служителей. Всё выше перечисленное составляет исключительную прерогативу поместной церкви и не может быть решено за церковь кем бы то ни было извне. Сохраняя свою независимость поместные церкви входят в региональные объединения и Российский Союз, поддерживают братское общение между церквями одного вероисповедания, с уважением и вниманием относятся к мнению ответственных работников евангельско-баптисткого братства, «…стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф.4:3).
ПРИНЦИП 5. РАВНОПРАВИЕ ВСЕХ ЧЛЕНОВ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ.
В Божьих глазах все христиане – члены поместной церкви, равны между собой. Каждый член церкви — является священником и имеет прямой доступ ко Христу через молитву и Слово Божье; — призван свидетельствовать о своей вере во Христа; — должен служить братьям и сестрам во Христе своим духовным даром; — несет ответственность за духовное здоровье и материальное состояние церкви; — имеет равное со всеми право голоса при принятии важнейших церковных решений. Высшим органом каждой поместной церкви является членское собрание, что и позволяет реализовывать принцип равноправия на практике. Равноправие не означает, что служители церкви, пресвитеры и дьяконы, не обладают особыми правами и обязанностями. Служителей необходимо уважать. Своё уважение к ним члены церкви проявляют в послушании. Служители, в свою очередь, подотчетны членскому собранию общины.
ПРИНЦИП 6. СВОБОДА СОВЕСТИ ДЛЯ ВСЕХ.
Евангельские христиане-баптисты считают, что следование за Христом является добровольным. В духовных вопросах не должно быть насилия над совестью человека. Религиозные убеждения являются личным делом каждого. В отношения между Богом и человеком и в область личных убеждений не имеют права вмешиваться ни государство, ни общество, ни представители других религиозных течений. Никто не имеет права отнимать у человека свободу духовного выбора, предоставленную ему Самим Богом. Свобода совести включает в себя не только право придерживаться тех или иных религиозных убеждений, но и возможность поклоняться Богу в соответствии с ними, а также возможность делиться своими воззрениями с другим людьми. Поэтому желательно, чтобы государство сохраняло религиозный нейтралитет.
ПРИНЦИП 7. ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА.
Церковь и государство являются божественными учреждениями, созданными для различных целей. Церковь призвана провозглашать Царство Божье, спасение во Христе, вечные духовные ценности. Государство служит для земных временных целей: — соблюдение порядка и мира в обществе; — ограничение зла; — поощрения добродетели. Существует различие не только в целях, но и в методах их достижений. Смешивание функций церкви и государства, попытки государства вмешиваться во внутренние дела религиозных объединений или попытки церковных структур вмешиваться в деятельность государственных органов всегда приводит к искажению Божьего замысла, как в отношении церкви, так и государства. Евангельские христиане-баптисты считают правильным, чтобы церковь и государство были отделены друг от друга. «…итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Матф.22:21). При этом церковь должна уважать государственные законы.